Выставка икон открылась в Особняке Румянцева

Выставка "Иконы XVII - начала XX века" открылась в Особняке Румянцева - филиале Музея истории Санкт-Петербурга.

Представлены 60 икон из фондов ГМИ, позволяющие проследить развитие отечественного иконописного искусства   со второй половины XVII до начала ХХ века. 

На церемонии открытия был представлен документальный фильм о работе музейных реставраторов в процессе подготовки экспозиции. 

Настоятель Петропавловского собора архимандрит Александр (Федоров)выразил благодарность руководителю филиала Татьяне Шмаковой и старшему научному сотруднику музея Надежде Катсон за подготовку и организацию выставки, отметил прекрасный дизайн экспозиции. 
 

"Эта выставка - память о ризнице Петропавловского собора, предметы из которой оказались в музее, о первоначальном виде Екатерининского придела, - сказал он. - Здесь мы увидим два уникальных иконостаса, а также множество разных икон: и из северных храмов, и из традиционных среднерусских иконописных центров, и академического письма".

  
Надежда Катсон отметила, что интерес к древнерусской иконе возник в конце XIX - начале ХХ века, при этом позднюю русскую икону не ценили, не изучали, начался этот процесс лишь в XXI веке: "История русской иконы Нового времени сейчас только пишется, и именно наша коллекция представляет с удивительной полнотой наследие этого периода. Посетители будут сопричастны той небесной красоте, отблеском которой всегда была и остается русская икона".

В беседе с журналистами Надежда Катсон рассказала, что после 1980-х, когда оба иконостаса поступили в музейные фонды из ризницы Петропавловского собора, они хранились разрозненно, под разными номерами, и никто не подозревал, что их можно собрать. Походный иконостас императора Александра I интересен в первую очередь техникой - это живопись по шелку, которой в свое время занимались исключительно мастера из Московской оружейной палаты. Подобные иконостасы изготавливались по заказам царей или ближних бояр. До нашего времени дошли единицы икон, выполненных в технике росписи по шелку, а целый иконостас - вообще единственный.

Походный иконостас сопровождал императора Александра I в заграничном походе 1813-1814 годов. После окончания войны по царскому распоряжению он был передан в Петропавловскую крепость и установлен в домовой церкви Комендантского дома. Затем в 1837 году иконостас передали в ризницу Петропавловского собора. В 1980-е он поступил в фонды музея, где хранился разрозненно, фрагментарно. То, что разрозненные иконы создавались для одного иконостаса, подсказала их форма: верхние иконы - треугольные. 

Иконостас Екатерининского придела Петропавловского собора первоначально находился в церкви Владимирской иконы Божьей матери в усадьбе "Собственная дача" близ Петергофа. По указанию императрицы Елизаветы Петровны в 1779 году его перенесли в Петропавловский собор. В 1917 году иконостас был разобран и хранился в ризнице собора. Сегодня в собрании музея сохранилось 17 из 20 икон, когда-то входивших в его состав. Иконы Екатерининского придела различной формы, но существуют фотографии Василия Сабанеева, сделанные в начале ХХ века в Петропавловском соборе, в том числе Екатерининском приделе. Кроме того, в архивах сохранились документы, где иконы были перечислены.
 
Надежда Катсон обратила внимание на разные манеры письма икон Екатерининского придела: "Нижние иконы - местный ряд - от нашего климата страдали больше всего. Их реставрировали, дописывали или вообще заменяли. Три иконы не удалось обнаружить, но, возможно, мы их и обретем. Возможно также, что когда-нибудь иконостас вернется в Екатерининский придел".

В экспозиции можно увидеть произведения мастеров Петербурга, Москвы, Палеха, Холуя, Мстеры, иконописцев Русского Севера и горнозаводского Урала. Это соборные образы для иконостасов, крупные настолпные иконы, а также камерные произведения - иконы для келейной, домашней молитвы. В фонды музея иконы, главным образом, поступили из ризницы Петропавловского собора и из имущества горожан, некоторые поступили из таможни.

Выставка продлится до 2 июня 2019 года.

ИА "Вода живая",
22.11.18

 

Духовно-просветительский телепроект «Слово» создан по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

 

Телепрограмма «Слово» лауреат XVIII Международного кинофестиваля «Радонеж». Награждена Серебряной медалью преподобного Сергия Радонежского, как лучшая телепрограмма регионального телеканала.