Эксклюзивные экскурсии от паломнического центра "Пилигрим"

Паломнический  центр  "ПИЛИГРИМ" предлагает экскурсии по святыням Санкт-Петербургской митрополии и России. Выбор тура по Вашему желанию.

 

 

 

Экскурсия в Санкт-Петербургскую Духовную Академию и Семинарию

Посещение Санкт-петербургской академии и семинарии – уникальная возможность прикоснуться к истории и сегодняшней жизни духовных школ, которые призваны решать задачу подготовки будущих пастырей. Сегодня Санкт-петербургские духовные школы – одно из ведущих учебных заведений РПЦ, в котором действуют программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В СПбПДА всегда рады посетителям. Экскурсии проводят семинаристы старших курсов и слушатели академии, прошедшие специальную подготовку.

Гости посетят музей академии, созданный по благословению Патриарха Алексия II. Несколько лет назад в музее был проведен ремонт и реконструкция. Новая экспозиция располагается в четырех залах. В первом размещается коллекция икон и древних рукописных и старопечатных книг. Здесь же находится экспозиция, посвященная кресту – представлена коллекция крестов от нательных (самые древние экземпляры датируются XI веком) до больших каменных. Также посетители увидят коллекцию антиминсов, среди которых экспонируется такие уникальные экземпляры, как антиминсы царствования Алексея Михайловича, и эпохи гонений на Церковь в советское время. Во втором зале – богослужебные предметы, церковные награды и памятные знаки, живопись на религиозные сюжеты Ветхого и Нового Завет европейских и русских мастеров. Последние два зала – мемориальные, один посвящен памяти Митрополита Санкт-Петербургского Никодима, другой – памяти Патриарха Алексия II. Здесь можно проследить этапы жизненного пути предстоятеля РПЦ, особенно в период обучения первоиерарха в Санкт-петербургских духовных школах, облачения, архивные документы, хранящиеся в СПбПДА.

             Затем гости имеют возможность посетить Академический храм, в котором находится главная святыня Академии – Царскосельская икона Знамение, перенесенная в Царское село императрицей Елизаветой Петровной. Перед  этой иконой молился Пушкин-лицеист, который воспел ее много лет спустя.

            Посетители увидят академическую библиотеку, в собрании которой находится множество древних рукописных и старопечатных книг.

            Далее экскурсию продолжает посещение профессорской, стены которой украшают картины русских и современных художников. Рядом находятся учебные классы, осмотр которых также входит в программу экскурсии.

            Также гости посетят регентское отделение, основанное Патриархом Кириллом, когда он был ректором СПбПДА. Недавно там была проведена реконструкция. Посетители увидят, как проходят занятия в новых обновленных уютных помещениях, в которых создана подлинно творческая атмосфера.

            Особой популярностью пользуется посещение иконописных классов. Здесь можно увидеть, как организован учебный процесс будущих иконописцев, посмотреть студенческие работы, узнать об истории иконы, проследить этапы ее создания.

            В целом посетители получат представление об общем укладе жизни Санкт-Петербургских духовных школ, где учащиеся живут, учатся, молятся, принимают хиротонию и получают первые навыки пасторского служения.

        

Экскурсия: «Православный Петербург»

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ВСЕЙ ГВАРДИИ СОБОР.

Спасо-Преображенский Собор (официальное название — собор Преображения Господня всей гвардии) в Санкт-Петербурге — православный храм Санкт-Петербургской и Ладожской епархии Русской Православной Церкви, на Преображенской площади. Построен по проекту В. П. Стасова в 1829 году на месте более раннего храма. Памятник архитектуры классицизма.

     Никогда не закрывался для богослужения. От Спасо-Преображенского собора происходят названия Преображенской площади (бывшая площадь Радищева), на которой он стоит, и близлежащего переулка Радищева (бывший Церковный переулок).

Спасо-Преображенский собор имеет интересную  богатую историю, великолепие и боголепие внутреннего убранства храма достойно восхищения. К намоленным святым образам  храма и посей день приходят  верующие, чтобы поклониться и приложиться к святыне.

План экскурсии: 

  1. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ПОЛК И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРАМА.
  2.   ИСТОРИЯ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА.
  3. АРХИТЕКТУРА ХРАМА.
  4. ИНТЕРЬЕР.
  5. СВЯТЫНИ ХРАМА.
  6. ОГРАДА.

         

Собор Владимирской иконы Божией Матери.

Собор Владимирской иконы Божией Матери принадлежит к архитектурным памятникам 2-ой половины ХVIII века. Архитектурный ансамбль Владимирской церкви , такое название она имела изначально, сложился к началу XIX века. Пятиглавая, шестипрестольная, двухэтажная церковь выполнена в стиле барокко. Главный Престол его верхнего храма освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери, неусыпной и милосердной Заступницы Земли Русской.

Нынешний собор Владимирской иконы Божией Матери возник на месте деревянной церкви. По указу Елизаветы Петровны, о строительстве пятиглавых храмов, в 1761 году 26 августа была заложена каменная Владимирская церковь.

Богатая история храма, убийство первого настоятеля церкви, отца Иоанна Кирикова, погребенного в ограде церкви, судьба храма в годы Октябрьской революции, закрытие храма и его возрождение представляет не малый интерес для гостей нашего города.

Чрезвычайно важна и интересна история храма связанная с известными всему миру деятелями русской культуры, такими как А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, арх. В.П. Стасов, поэт Н.А. Некрасов, композитор Н.А. Римский-Корсаков и др.

План экскурсии:

  1. ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ХРАМА.
  2. АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ВЛАДИМИРСКОЙ ЦЕРКВИ.
  3. СУДЬБА ХРАМА ПОСЛЕ 1917ГОДА И ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА.
  4. ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО И СВЯТЫНИ ХРАМА.
  5. ДЕЯТЕЛИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИХОДЕ ХРАМА.
  6. ЦЕРКОВНЫЙ САДИК,  КОЛОКОЛЬНЯ И ОГРАДА ХРАМА

        

СОБОРНЫЙ ХРАМ

ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

в память 300-летия Дома Романовых

(ФЕОДОРОВСКИЙ СОБОР)

в Санкт-Петербурге (ул. Миргородская, д. 1) 

Собор был построен в 1909 – 1913 гг. по проекту архитектора Степана Кричинского к 300-летнему юбилею Династии Романовых. Закрыт в 1932 г. и переоборудован под молокозавод. Возвращен Русской Православной Церкви в 2005 г. Отреставрирован в 2007 – 2013 гг. Действует с 2013 года.

Собор является образцом неорусского стиля начала XX века.

В соборе – два храма: нижний и верхний, очень разные по своему убранству и стилистике. Нижний храм оформлен в древнехристианском стиле: вместо иконостаса мраморная алтарная преграда, сень над престолом, фрески на стенах апсид, написанные архимандритом Зиноном. Интерьер верхнего храма воссоздан по сохранившимся фотографиям и чертежам и напоминает русские храмы XVII века (времен воцарения Романовых).

Все иконы, предметы утвари и интерьера Феодоровского собора созданы на пожертвования прихожан и других многочисленных благотворителей.

План экскурсии:

1.         ИСТОРИЯ ФЕОДОРОВСКОГО СОБОРА: строительство, освящение, закрытие, возвращение и возрождение
2.         АРХИТЕКТУРА (внешний вид) Феодоровского собора
3.         НИЖНИЙ ХРАМ
4.         ВЕРХНИЙ ХРАМ
5.         ИСТОРИЯ ПРИХОДА до закрытия храма в 1932 году и после возвращения в 1992 году

        

Свято-Троицкий Измайловский Собор

Многие петербуржцы знают величественный белоснежный собор с синими куполами, что находится  за Фонтанкой, на Измайловском проспекте. Оскверненный, в годы большевистского режима, ободранный, затопленный, сегодня возрождающийся, украшаемый, этот Собор поистине является символом государства нашего Российского.

…Солнечным теплым днем 13 мая 1828 года звон колоколов города возвестил о том, что в Петербурге дoлжно быть новому собору. Митрополитом Петербургским и Новгородским Серафимом, в присутствии Императрицы Марии Феодоровны, наследника цесаревича Александра Николаевича (будущего Императора Александра II), был торжественно заложен новый храм. Самый большой православный храм в России, один из самых величественных и прекрасных соборов Православной Церкви.

Собор возводился в честь Святой Живоначальной Троицы, и строился он для императорского полка, на поле боя не знавшего поражений, – лейб-гвардии Измайловского полка.

              План экскурсии:

  1. История полка и полковой церкви.
  2. История Собора в честь Святой Живоначальной Троицы.
  3. Cвятые иконы главного иконостаса.
  4. Часовня.
  5. Памятник «Колонна Воинской славы».
  6. Свято-Троицкий Собор сегодня.
  7. Воскресная школа, благотворительность и хор Собора.

        

Экскурсия «Храмы Царского села».

Вознесенский ( Софийский) собор.

Вознесенский (Софийский) собор (бывший лейб-гвардии Гусарского его величества полка) – храм в Царском Селе. Центр Царскосельского благочиния. Собор построен по проекту Ч. Камерона в 1788 году. Богатая история храма тесно связана с внешнеполитическими и государственными вопросами Российской империи.

Построенный при Екатерине II, собор стал символом не прекращающейся мечты об освобождении Балкан. В XIX веке храм был настоящим собором полковых церквей воинских подразделений располагавшихся в Царском Селе.

Плоды активной деятельности прихода становятся примером для многих храмов епархии, а к святыням, хранящимся здесь притекает неиссякаемый поток  верующих.

План экскурсии:

1.         Греческий проект и город София
2.         Строительство храма и прот. А. Самборский
3.         Военный храм
4.         Интерьер собора
5.         Советский период
6.         Восстановление храма
7.         Святыни
8.         Социальная и образовательная деятельность прихода.

         

Екатерининский собор.

Екатерининский собор – восстановленный храм в центре Царского Села стал настоящей доминантой города. Собор, построенный в 1840 г. по проекту К. Тона, автора Храма Христа Спасителя, простоял в городе менее 100 лет.

В императорское время храм был центром Царскосельского благочиния, сюда жертвовались многие святыни. Настоятелями и священниками собора были талантливые проповедники. Одним из них был священномученик Иоанн Царскосельский, убитый в 1917 году и погребенный в крипте храма.

Место взорванного собора традиционно было занято памятником «Вождю революции». И только один смелый поступок позволил начать восстановление храма. Собор вновь вознесся над городом в 2010 году и сразу обрел почитаемые святыни.

План экскурсии:
1.         Расширение Царского Села
2.         История храма до 1917 года
3.         Сщмч. Иоанн Кочуров
4.         Разрушение собора
5.         Восстановление храма.
6.         Святыни собора.

          

Феодоровский Государев собор.

Феодоровский Государев собор – последний из трех соборов  Царского Села в 2012 году отметил свое столетие. Храм был полковым, но благодаря тому, что нижняя пещерная церковь была «приходом их величеств», собор остается памятником последнему Императору и его семье.

Находясь в центре комплекса построек в стиле XVII века, собор встречает всех въезжающих в Царское Село из Санкт-Петербурга.

Храм был практически уничтожен, но тщательно и качественно восстановлен и ныне является кафедральным собором епископа Царскосельского.

В соборе можно увидеть иконы, находившиеся здесь 100 лет назад, а также личные предметы императорской семьи.

План экскурсии:

1.         300-летие Дома Романовых, Федоровский городок и прочие постройки.
2.         Строительство собора.
3.         Иосифлянское движение.
4.         Разрушения храма.
5.         Восстановление.
6.         Нижняя церковь (только если открыта)
7.         Верхний храм.
8.         Памятник Николаю II, деревья, посаженные Императорской семьей и внешнее убранство собора.

       

Знаменская церковь.

Знаменска церковь – самое старое каменное здание Царского Села. Храм был построен в 1747 году по повелению цесаревны, а затем императрицы Елизаветы Петровны специально для чудотворной иконы Божией Матери «Знамение».

Церковь состояла как в епархиальном, так и в дворцовом ведомстве. Соседство с Царскосельским лицеем сделало ее также и храмом, который посещали лицеисты. В том числе и А.С. Пушкин, посвятивший чудотворной иконе стихотворение.

Церковь несколько раз перестраивалась, была закрыта последней из царскосельских храмов. После Великой Отечественной войны храм чуть не был утрачен, но умелое восстановление уже возвращенной церкви позволило сохранить ее.

План экскурсии:

1.         Торговая площадь Царского Села и ее храмы
2.         Строительство церкви
3.         Икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская
4.         Храм в советское время. Отец Феодор Забелин.
5.         Закрытие церкви, перестройка.
6.         Восстановление храма.
7.         Святыни церкви.

Экскурсия «ТИХВИНСКИЙ БОГОРОДИЧНЫЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ»

В 1560 году по указу Государя Ивана Васильевича IV закладывается большой Тихвинский Успенский монастырь, с самого начала строившийся как приграничная крепость. Это свое назначение монастырь оправдал в 1613 году. В то время, когда шведы разрушили почти все обители в Приладожье, на Валааме и Коневце, Тихвинский монастырь не только выдержал осаду шведов, но и наголову разгромил отряд под предводительством Делагарди.

 

 Строительство и перестройка каменных стен продолжалось до 1801 года. Именно в это время монастырь приобрел тот вид - каменная крепость с 9 боевыми башнями и каменными кельями, в виде каре расположившимися вокруг Успенского собора - который мы видим и сейчас.

 

 В монастыре существовала своя иконописная мастерская. Один из замечательных образов, написанных в этой мастерской ныне является одним из высокоценимых экспонатов музея Андрея Рублева в Москве - это икона Тихвинской Божией Матери с клеймами (на первообразе клейм нет), рассказывающими об истории обретения иконы. Другие иконы тихвинской школы хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге.

 

Вторая по времени постройка монастыря - двухэтажная трапезная палата с теплой церковью Рождества, возведенная в 1581 году - она занимает юго-западный угол внутреннего двора. Еще один храм монастыря находится над Святыми вратами при входе в монастырь - освящен в честь Вознесения Господня. Это третья по времени каменная постройка (1591-1593гг.) Архимандритские и келарские кельи, примыкающие к святым вратам были выстроены на целый век позднее.

 

Архитектурным символом Тихвинского монастыря в последнее время стала его пятишатровая звонница, построенная в конце ХVIII века. В целом Тихвинский монастырь производит впечатление "города в городе". Такой обширный у него двор и так много на нем жилых построек есть даже свое озерцо, названное Сырково.

 

Тихвинский монастырь до революции был одним их самых больших в России - и по величине и по количеству братии, и по числу паломников, которые приезжали сюда с разных концов России поклониться чудотворному образу Тихвинской Богоматери.

После революции обитель начали грабить новые "хозяева жизни", в середине 20-х годов монастырь был закрыт. Многие священнослужители монастыря приняли в годы лихолетья мученическую кончину.

 

Летом 1995 года было принято решение о возобновлении монашеской жизни в обители. 9 июля 1997 года состоялась первая митрополичья служба в Успенском соборе.

 

Богослужения проводятся ежедневно в 6 утра в будние дни и в 10 в воскресные дни и в праздники и в 17 часов вечера.

 

         

Тихвинский Введенский монастырь      

Введенский женский монастырь считается «сестрой» Тихвинского Богородичного Успенского монастыря, с которым был основан одновременно, по указу Ивана Грозного от 11 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом.

«Введенский монастырь всегда имеет неразрывное — духовное отношение с Большим Тихвинским монастырём, составляет с ним как бы одну обитель. Крестные ходы, совершаемые в обители в храмовый праздник введения и на Светлой неделе в Четверг, всегда бывают с иконой Тихвинскою и честными крестами из большого монастыря. Посещение Высочайших Особ Царствующего дома, Архипастырей и других важных лиц после большого монастыря, также бывают и для Введенской обители».

В конце XIX — начале XX века, Введенский монастырь входил в число двенадцати богатейших монастырей Российской империи, с капиталом свыше 100 тыс. руб.

После революции советская власть разместила в монастыре детскую колонию и целый ряд нецерковных учреждений. Сёстры обители некоторое время находились в монастырских зданиях вместе с вселившимися туда новыми поселенцами. В 1929 году монастырь был окончательно закрыт; игумения Иоанникия осталась жить в Тихвине и была расстреляна в ходе большого террора.

В советское время, собор превратили в спортивный зал, в притворе разместили раздевалки, а в алтаре устроили баню, душ и туалет.

 

С весны 2005 года началось возрождение Тихвинского Введенского монастыря. По благословению настоятеля Тихвинского Успенского монастыря игумена Евфимия (Шашорина) создана и зарегистрирована автономная некоммерческая организация (АНО) «Возрождение Введенского девичьего монастыря», которую возглавляла Л. Б. Большакова (ныне монахиня Анфиса)[8].

 

Интересные факты

В Веденском монастыре был крещён Николай Андреевич Римский-Корсаков: «27 апреля 1844 года в Тихвинском Введенском монастыре крестили сына действительного статского советника Андрея Петровича Римского-Корсакова и его супруги Софьи Васильевны и нарекли младенца Николаем». Сейчас на территории монастыря располагается архив музея им. Н. А. Римского-Корсакова.

 

Во время настоятельства игумении Серафимы в 1861 году в монастырь поступила Мария Солопова (из дворянского рода Солоповых), призванная к монашеству видением Тихвинского образа Богоматери. На протяжении многих, около 10 лет, выполняла свое послушание, а также обучала детей в монастырской школе. В Введенском монастыре 13 мая 1870 года послушница Мария приняла иноческий постриг с именем Аркадия. Будущая настоятельница Леушинского монастыря Игумения Таисия назвала Введенский Тихвинский монастырь «своей монастырской колыбелью».

 

При Игуменье Рафаиле во Введенском монастыре был открыт приют для девочек-сирот в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года. При открытии в приют было принято 12 девочек, а к 1914 году насчитывалось уже 23 воспитанницы.

 

19 июня 1859 года монастырь посетил император Александр II. Государь посетил Введенский собор и настоятельские кельи. В память о своем посещении император прислал в обитель блестящие священнические облачения, золотой крест для Игумении из кабинета Его Величества, превосходные четки из разноцветных камней с алмазными украшениями для Казначеи монастыря — монахини Софии.

 

                   

Антониево-Дымский монастырь

Недалеко от города Тихвина, на большом холме вблизи Дымковского озера, стоит один из древ-нейших монастырей северо-западной русской земли и древнейшая обитель Санкт-Петербургской епархии -Антониево-Дымский Свято-Троиикий мужской монастырь. Основал монастырь Преподобный Антоний Дым-ский в начале XIII столетия.

 

Правда, официально это произошло несколько позже, тогда, когда Великий князь Александр Ярославич Невский пожаловал грамоту на его учреждение. Родился Антоний в начале XIII века в Новгороде в благочестивой семье. Рано почувствовав влечение к иноческой жизни, он пришел в Хутынский монастырь и упросил настоятеля Варлаама принять его в число своих учеников. Через некоторое время получил монашеский постриг. Братия монастыря очень любила Антония за смиренный характер и доброту, и на общем совете было решено послать его в Константинополь. Тогда же он посетил Святую Землю и вернулся в свою обитель через пять лет.

 

После смерти Преподобного Варлаама братия решила выбрать отца Антония настоятелем, но он отказался в силу своего смирения. Ища пустынного уединения, преподобный ушел на берега Дымского озера, поставил на холме келью, а на озере обрел большой камень-валун, едва выглядывающий из воды. Преподобный Антоний приплывал нему на лодке и, стоя на нем, подолгу молился. В каждодневной молитве провел он немало лет, пока молва о подвижнической жизни одного из первых северных отшельников не привела к нему людей, жаждавших разделить его подвиги. Так молитвенный камень Преподобного Антония Дымского положил начало и самому монастырю.

 

Преподобный Антоний молился в глухом, необжитом тихвинском крае более чем за полтора века до явления здесь Тихвинской иконы Бо-жией Матери. Своим подвигом он призвал на берега реки Тихвинки благословение и благоволение Царицы Небесной, вымолив святыми, чистыми, как вода Дымского озера, молитвами явление Чудотворной в 1383 году в 15 верстах к северу. Считается, что Преподобный Антоний может быть назван "предтечей" Тихвинской Богоматери.

 

Богомольцы издревле поняли небесную связь Преподобного Антония и Пречистой Богородицы. Возник обычай - по пути в Тихвинский монастырь прежде заходить в Антониево-Дымскую обитель. Преподобный Антоний исполнил уникальный в Православной Церкви подвиг столпничества на водах, предваряя подвиг тысячедневной молитвы на камне Преподобного Серафима Саровского и Преподобного Серафима Вырицкого. Поэтому молитвенный камень Преподобного Антония по праву стал почитаемой святыней.

 

Умер Преподобный Антоний на 67 году жизни. Тело его было положено в устроенной им церкви Преподобного Антония Великого налевой стороне. И в 1370 г., в дни княжения вел.кн. Димитрия Иоанновича Донского, почти через 100 лет, было обретено нетленным. Еще при жизни Преподобного Антония возник обычай совершать плавание вокруг камня, и множество людей исцелились этим благодатным купанием.

 

Сам Святой Благоверный князь Александр Невский приезжал в обитель "Антония на Дымах", купался в озере. Разорение Антониево-Дымского монастыря в XX веке не быта первым. Еще в 1409 году, во время правления Великого князя Василия Дмитриевича, обитель была полностью разрушена татарами, внезапно вторгшимися в новгородские пределы. Но монахи успели спасти святыни обители: моши сокрыли в земле, а вериги Преподобного и его железную шляпу - которую он носил не снимая - опустили на дно Дымского озера. Туда же были спрятаны церковные сосуды и колокола. После этого озеро получило второе название - Святое.

 

В 1585 году, во время нашествия шведов, монахи Валаамского монастыря нашли убежище в Дымской обители и Преподобныднтоний дважды спас обитель от шведов, в духе придя к настоятелю и разбудив его. В Дымском монастыре валаамские монахи пребывали еще и в 1592 г., о чем Свидетельствует жалованная грамота "правителя" Бориса Годунова о возобновлении Валаамского монастыря.

 

В Смутное время, как и многие другие обители русского севера, монастырь подвергся опустошительному разорению от тех же шведов. Случилось это в 1611 году, и монахи были изгнаны из обители. И только 25 лет монастырь был восстановлен по повелению царя Михаила Федоровича и по благословению Патриарха Филарета. В тот же год царица Дария Алексеевна присылает пожертвование в Дымскую обитель. В 1655 г. воздвигается первый каменный храм Дымского монастыря во славу Живоначальной Троицы, а в 1687 г. в игуменство Симеона летописью отмечены два случая чудесного спасения Преподобным Антонием Дымским монастыря от пожара. От этого периода известно особо много случаев исцелений.

 

Так в 1744 г. усердием Санкт-Петербургского купца Капитана, получившим чудесное "уврачевание" тяжкой болезни, над местом упокоения Преподобного Антония устроена деревянная резная с позолотой рака, а рядом на деревянной тумбе была положена железная шляпа, которую богомольцы надевали на свои головы, от чего некоторые получали исцеление.

 

До Октябрьской революции Дымский монастырь существовал на правах общежитного, управлял им архимандрит. Каждый год 24 июня (7 июля по н. ст.) совершался крестный ход из монастыря на Дымское озеро. Для паломников при обители была хорошая каменная гостиница. В соборе Святой Троицы, в приделе Преподобного Антония Великого, находились мощи Преподобного Антония Дым-ского. Кроме того, в соборе находилась древняя икона Казанской Божией Матери. По существующему преданию. Преподобный Антоний заповедал, чтобы ни один богомолец, пришедший в монастырь, не входил в обитель, не омывшись в водах Святого озера. Эта традиция сохранялась в монастыре вплоть до 1917 года.

 

При советской власти в монастыре, по какой-то странной традиционной участи, постигшей и многие другие обители, расположили психиатрическую больницу. В последнее время, предшествовавшее возобновлению, монастырскими зданиями владел бокситогорский комбинат "Глинозем", а в гостиничном корпусе был размещен заводской санаторий-профилакторий.

 

Началом возрождения монастыря стал крест, установленный в 1994 году у святого камня на Дымском озере. Сделано это было силами прихода Петро-Павловской церкви с. Сомино и петербургских благотворителей. Установка креста была приурочена к 770-летию со дня преставления Преподобного Антония. Крест от монастыря к озеру несли крестным ходом - той самой дорогой, которой в старину совершался традиционный монастырский крестный ход. Основание креста укрепили в металлическом раструбе, который заполнили бетоном и установили прямо на дне озера. Этот крест стал первой святыней будущего возрожденного монастыря, символизируя то.что опять начало монастырю положил святой камень Преподобного Антония Дымского.

          

Экскурсия «Свято-Троицкий Александа-Свирского мужской монастырь»

Крупнейший монастырь Обонежья, Александро-Свирский, был основан близ устья реки Свирь преподобным Александром Свирским, иноком Валаамского монастыря. Преподобный Александр Свирский, вмируАммос, родился в 1448 году. В юности он ушел из родительского дома, чтобы постричься в монахи, и в возрасте двадцати шести лет принял постриг на Валааме от руки игумена Иоакима. Многие годы преподобный жил в уединении на одном из островов Валаамского архипелага, где высек для себя пещеру в скале.

Около 1485 — 1486 годов, оставив Валаам, он ушел на берега реки Свирь, в леса близ озера Рощинского, и несколько лет прожил здесь в уединении. Постепенно вокруг него образовалась монашеская община, была срублена первая деревянная церковь во имя Св. Троицы. Преподобный указал строить братские кельи на берегу озера Святого, на некотором отдалении от своей — место, где стояла келья Александра Свирского, было предназначено для братского кладбища и стало называться отходной пустынью. Здесь была сооружена деревянная Преображенская церковь. Так было положено начало двум историческим частям Александро-Свирского монастыря — Троицкому (на месте древних братских келий) и Преображенскому (на месте братского кладбища) монастырям.

Первая каменная церковь монастыря, Троицкая, была построена еще при жизни Александра Свирского. Для ее строительства Иван Грозный прислал «для каменного дела» каменщиков из Москвы во главе с мастером Игнатием и сделал в монастырь щедрый вклад. Незадолго до своей смерти Александр Свирский начал возводить каменную трапезную с одноглавым храмом во имя

Покрова Богородицы. Эта легкая и нарядная церковь была перестроена в XIX веке и ныне восстановлена в первоначальных формах.

Преподобный Александр Свирский скончался 30 августа 1533 года и был погребен у алтаря Преображенской церкви. Он был канонизирован на церковном соборе 1551 года, и первым храмом в честь нового угодника стал северо-восточный придел собора Василия Блаженного в Москве. Обретение мощей преподобного Александра Свирского состоялось в 1641 году.

На протяжении трех столетий великие князья московские, цари и бояре делали в обитель богатые вклады. В списке вкладчиков монастыря значится более пятидесяти известнейших боярских и дворянских фамилий, среди которых — Апраксины, Бутурлины, Вяземские, Головины, Долгоруковы, Измайловы, Милославские, Нарышкины, Одоевские, Оболенские, Пушкины, Прозоровские, Репнины, Стрешневы,Трубецкие, Хованские,Черкасские, Шереметевы.Уже в 16-м столетии Александро-Свирскии монастырь стал богатейшим монастырем Олонецкого края. Тем не менее нравственное состояние иночества в Свирском монастыре было настолько высоко, что Иван Грозный ставил Свирский монастырь образцом для других. «Вот, в наших глазах уДионисия, у великого чудотворца на Глушицах, и у великого чудотворца Александра на Свири бояре не постригаются, а монастыри эти процветают подвигами!» — пенял он боярам. Александро-Свирскии монастырь входил в число важнейших духовных центров России.

В 1582 году в Александро-Свирский монастырь приезжала жена Бориса Годунова — Мария Григорьевна. Семейство Годуновых на протяжении нескольких лет делало богатые вклады в монастырь. Царь Федор Иоаннович пожаловал монастырю колокол весом в 96 пудов.

В Смутное время монастырь сильно пострадал от нападений шведов и «воровских людей». В 1613 году обитель была разграблена, 27 монахов погибли. На месте деревянных построек остались груды пепла и мусора, каменные церкви стояли обгоревшими и потрескавшимися. Только в 1619—1620 годах обитель была восстановлена.

Со второй половины XVII века в монастыре началось большое строительство. В 1647 —1674 годы в Троицком монастыре была возведена трехъярусная звонница, поставленная на широком четырехугольном основании и увенчанная тремя шатрами. На третьем ярусе были устроены «боевые» часы, разобранные в XIX веке при перестройке звонницы.

В 1677 — 1698 годы Троицкий собор с четырех сторон окружили двухэтажные корпуса келий, построенные квадратом. Периметр образовавшегося четырехугольника составляет 530 метров. В 1681 году была сооружена надвратная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи над южными воротами. А в 1692 — 1698 годы в центре монастырского двора поднялось новое здание Троицкого собора. Его строили костромские мастера Петр Потехин и Яков Агафонов «сотоварищи». Собор был расписан Леонтием Марковым в 1715 году. Иконостас с замечательными иконами XVII века исполнила артель тихвинских и новгородских живописцев. Храмовые иконы

«Св. Александр Свирский» и «Явление Св. Троицы преподобному Александру Свирскому» писал новгородский «иконник» Родион Сергеев.

В Преображенском монастыре в 1640—1644 годах был сооружен каменный Спасо-Преображенский собор. В нем в серебряной раке покоились мощи св. Александра Свирского. К собору примыкает колокольня и церковь Св. Захария и Елизаветы типа «иже под колоколы», построенная каменных дел мастером Максимом Семеновым. Кельи Преображенского монастыря, построенные в 1724 году, затем неоднократно расширялись и перестраивались. Южный корпус построен в 1820 — 1823 годы, западный — в 1901 году.

В 1703 году в связи с устройством Олонецких верфей на реке Свирь (ныне — город Лодейное Поле) в монастыре побывал Петр I. Вторично он посетил Свирский монастырь в 1719 году, когда вместе со всей семьей и двором ехал на Марциальные воды.

В 1764 году, при учреждении монастырских штатом, Александро-Свирский монастырь был разделен — Троицкий монастырь стал резиденцией епископов Олонецких и Каргопольских (до 1786 года), а Преображенский монастырь был преобразован в самостоятельный. При Троицком монастырь была открыта Олонецкая духовная семинария.

После ликвидации епископской кафедры Александро-Свирский монастырь постепенно начал приходить в упадок, но его известность продолжала привлекать сюда множество паломников. В 1858 году здесь побывал Александр II.

Осенью 1918 года коммунистами были осквернены мощи Александра Свирского. Этот чудовищный акт сатанизма сопровождался разнузданным святотатством и расстрелом настоятеля монастыря архимандрита Евгения и нескольких монахов и мирян. Св. патриарх Тихон выступил с резким протестом, но руководитель акции товарищ Август Вагнер в ответ заявил, что все свои действия и распоряжения считает вполне обоснованными, «верными в смысле беспощадной борьбы с врагами коммунистических идей и социалистической мысли».

Сильно пострадавший в годы Великой Отечественной войны и частично отреставрированный, Александро-Свирский монастырь был возрожден к жизни в 1997 году. 28 июля 1998 года были вновь обретены мощи св. Александра Свирского.

            Введено-Оятский монастырь

Введено-Оятский женский монастырь расположен на берегу реки Оять примерно в 200 км к востоку от Санкт-Петербурга. О христианстве в этих краях известно уже с XI в.: в курганах вдоль Ояти найдены христианские памятники того времени. В XII-XIII в.в. христианская вера прочно утвердилась на этой земле, которую населяли племена народностей карелы и веси (сейчас называемой вепсы).

XIV-XVI в.в. отмечены возникновением большого числа монастырей, которые основывались не только в городах или поблизости от них, но и в стороне от поселений: в лесах и безлюдных местах отдельными монахами-подвижниками. Именно в эти три века было построено то множество монастырей на Русском Севере: 150 пустынных и 104 городских и пригородных.

В то время земля новгородская делилась на пять частей – "пятин". Одна из них, самая обширная и богатая монастырями, была Обонежская пятина, лежавшая к северу и северо-востоку от Новгорода между озером Ильмень, рекой Волхов, Ладожским озером, реками Мстою и Мдой и вокруг всего Онежского озера. Ныне эта территория занимает часть Ленинградской, Новгородской, Вологодской областей и Карелии.

Пустынные монастыри основывались людьми, которые, отрекшись от мира, уходили в пустыню и там становились руководителями собиравшегося к ним братства, самостоятельно изыскивая средства для строительства и содержания монастыря. Городские же и пригородные монастыри обычно создавались благочестивым усердием людей, которые оставались в стороне от созданной ими монастырской общины: архиереями, князьями, боярами, богатыми горожанами. Иногда обитель строилась при содействии общества городского или сельского; среди такого общества выделялись один или несколько человек, желающие аскетической жизни. С большой долей вероятности можно предположить, что именно так и была основана Оятская обитель.

Своим названием Введенский Островский мужской монастырь был обязан тому, что в половодье, которое раньше бывало ежегодно, его окружала со всех сторон вода, и он становился островом. Кроме того, так именовалось тогда любое возвышение среди окружающих низменностей. А свое основное название, как правило, обители получали по посвящению главного (первого) своего храма. Первый храм монастыря был освящен в честь Пресвятой Богородицы – Введения Ее во храм.

Точная дата основания монастыря неизвестна, однако, он начал свое существование несомненно не позднее рубежа XIV-XV в.в. Упоминания о Введено-Оятском монастыре встречаются на протяжении уже почти шести столетий, а первые сведения содержатся в житии святого преподобного Александра Свирского, написанного его учеником Иродионом в 1545 г. через 11 лет после смерти святого.

Время возникновения Введенского монастыря пришлось на годы порабощения Руси татаро-монгольским игом. Несмотря на победу в 1380 г. в Куликовской битве, до полного освобождения Руси было еще около ста лет. Страна опустошалась набегами и поборами. Хотя новгородские земли и не пострадали от татаро-монгольского нашествия, с запада их теснило Литовское княжество, а внутренние распри и междоусобицы князей разоряли их, также как и остальную Русь. Кроме того, на рубеже XIV-XV в.в. эпидемии чумы и другие бедствия неоднократно опустошали Новгородское княжество. На фоне этих тяжких и трагических событий возникает общее "движение" иноков на север Руси. Именно в это время пустынные места севера наполнились иноками, желавшими строгой монашеской жизни и высокого духовного подвига. 

Несомненно, побуждением к укреплению религиозной жизни, и к возникновению монастырей стало явление в 1383 г. Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Имоченицы. Деревня Имоченицы находится в 20-ти км от монастыря вверх по течению реки Оять. В Имоченицах из поколения в поколение передавалось предание о том, как местный перевозчик слышал с противоположного берега Ояти женский голос с просьбой перевезти через реку. Но когда он переезжал, никого там не оказывалось. Лишь на третий раз увидел перевозчик в своей лодке икону, которая после чудесным образом объявилась на речке Тихвинке. Имоченицкая церковь Рождества Богородицы на месте явления Тихвинской иконы (конечно, в перестроенном виде) сохранялась до времен лихолетья XX века. Еще в 1960-х годах можно было прийти на ее развалины. А сейчас только единицы из местных жителей помнят это удивительно красивое место, где стояла церковь на высоком, обрывистом берегу Ояти. А на реке Паше в деревне Горка и сегодня стоит каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы на месте явления иконы.

После явления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы в этих землях возникло множество монастырей, в том числе Коневский и Валаамский на островах Ладожского озера. В XVI в. на реке Оять было четыре монастыря, четыре – на реке Свирь, в межозерье (между Ладожским и Онежским озерами) – двенадцать, основанных в значительной своей части преп. Александром Свирским и его учениками и сомолитвенниками, пять – по берегу и островам Онежского озера. Тихвинская икона Божией Матери в дальнейшем была очень почитаема как в Введенском монастыре, так и во всем этом крае. Эта икона была почти в каждом крестьянском доме.

Особым событием в жизни монастыря, во многом определившем его историю, было рождение святого преподобного Александра Свирского. В описываемое время в начале XV в. в селе Мандеры, находившемся напротив монастыря на другом берегу Ояти, жили поселяне Стефан и Васса, родители будущего великого святого. Они были погребены в Введенском монастыре друг подле друга. Согласно житию, время их кончины попадает на период от 1475 до 1480 г.г.

За пятисотлетнюю историю до революции 1917 г. монастырь, хоть всегда и был небольшим и небогатым, сумел перенести множество бедствий и устоять благодаря предстательству своих небесных покровителей. Введенская обитель пережила шведское разорение, продолжавшееся тридцать пять лет (1582-1617 г.г.). Эпоха Петра I также ставила многие, а особенно небольшие монастыри под удар. В то время разрешалось постригать в монахи только вдовых священников и отставных солдат, в результате чего через некоторое время не только понизился общий духовный уровень в монастырях, но и значительная часть их опустела из-за отсутствия братии. С введением "штатов" в 1764 г. у монастырей были отобраны земельные владения, тогда же две трети из них были упразднены (в основном небольшие обители). Штатные монастыри получали содержание от государства, нештатные (каковым стал Введенский-Островский) должны были содержать себя сами.

Неизвестен быт первых подвижников обители. Тем не менее, он не мог сильно отличаться от жизни в других монастырях того времени. До 1503 г., когда решением Московского Собора это было запрещено, в монастыре жили и монахи, и в отдельных кельях монахини (кельей в то время называли небольшой рубленый домик). Тогда на Руси существовала такая практика в небольших монастырях. Обитель была необщежительной, как и большинство маленьких монастырей Новгородской земли. В таком монастыре каждый монах сам себя содержал, вместе совершалось только богослужение, производились общие необходимые работы, но во всем остальном каждый заботился о себе сам. После 1526 г. большинство обителей Новгородчины стали общежительными, в них уже все иноки трудились на общую пользу братства, разделяли друг с другом трапезу, никто не имел собственного имущества.

Островский монастырь владел небольшим наделом земли, сенокосами и рыбными ловлями на реках Ояти и Свири, имел бессудные и беспошлинные грамоты от царей и новгородских архиепископов, ограждавших обитель от произвола и налоговых сборов. Число братии монастыря всегда было невелико, оно колебалось в разные годы от 5 до 25 человек. В течение около ста лет до 1764 г. обитель была приписной к Александро-Свирскому монастырю.

Монастырь традиционно строился в форме четырехугольника. Такая планировка имела символический характер: Небесный град Иерусалим, в котором будут жить спасенные народы, описан в Откровении святого Иоанна Богослова как "четвероугольник, и длина его такая же, как и широта", "он имеет большую и высокую стену и ворота на все стороны света…" В центре обители всегда ставили храм, "как некое око, взирающее на монастырь". Храм является центром обители как жилище Бога, как место, где совершается Божественная Литургия. И храм, и монастырь в целом, являлись образом Небесного Града. Они, с одной стороны, уже являли на земле Вечность, с другой, соединяя земное и Небесное, призывали мир к преображению. Богомольцы входили в монастырь через главные – Святые врата. Прежде чем войти, обязательно останавливались и молились на иконы, установленные над ними. Часто Святые врата расписывали фресками. Размышляя над содержанием росписи, человек должен был проникнуться пониманием того, куда и зачем он идет. Территория внутри монастыря считалась священной, входящий в монастырь должен был оставить за монастырской оградой все греховное и нечистое, прежде чем ступить на святую землю обители.

Рядом с храмом всегда находилась трапезная, ибо монастырская трапеза является как бы частью и продолжением богослужения. Первый монастырский храм был, как правило, холодным; его посвящение давало имя всей обители. Вскоре рядом с ним появлялся теплый храм для богослужения в зимнее время; такой храм устраивали обычно вместе с трапезной. Рядом с церковью возводили звонницу или колокольню. Монашеские кельи строили полукругом с восточной стороны от храмов, так чтобы монах в оконце своей кельи мог всегда видеть храм и его святой алтарь. Гостинные кельи для богомольцев, скотный и конный дворы всегда размещали за монастырской оградой.

Именно по такому принципу и был построен Островский монастырь. До XIX в. он был полностью деревянный. Восстановленный после разрушений Смутного времени, монастырь имел в центре два храма: холодный Введенский с приделом апостолов Петра и Павла и теплый Богоявленский с трапезной, колокольню с шестью колоколами, братские кельи по периметру, деревянную ограду со Святыми вратами, над которыми был Нерукотворный образ Спасителя. На территории монастыря был колодец и разные хозяйственные постройки: погреб, сушило, поварня, квасоварня, амбар. В подцерковье Введенского храма находилась монастырская казна, в которой хранились не только деньги, но и ткани, и разная хозяйственная и рабочая утварь, и запас одежды. Под Богоявленской церковью держали запас хлеба и посуду. За монастырской оградой находились конный и коровий дворы, келья для монастырских работников, мельница, рига, гумно. Чтобы обеспечить себя, братия занималась традиционной для этой местности хозяйственной деятельностью: выращивала хлеб (рожь, овес, ячмень) и овощи, держала скот, ловила рыбу, которая в изобилии водилась в Ояти и Свири. В весеннее время и в XIX в. вылавливалось до 500 пудов рыбы, часть которой оставлялась для пропитания братии, а часть шла на продажу. С XVII в. упоминается монастырская мельница на речке Чегле, которая давала обители возможность перемалывать не только свой хлеб, но и зерно местных жителей, и получать небольшой дополнительный доход. Эта система хозяйствования сохранилась в обители до XX в.

Из-за частых разорений и пожаров состав храмов в течение веков неоднократно менялся, но всегда существовали (в виде отдельных церквей или приделов) церкви: Введения Пресвятой Богородицы во храм, апостолов Петра и Павла, Богоявления Господня, Тихвинской иконы Божией Матери (до 1905 г.), преподобного Александра Свирского, Преображения Господня (какое-то время – иконы Божией Матери "Живоносный Источник").

В современном виде монастырский комплекс сформировался в первой половине XIX в. Первое каменное здание – соборный Введенский храм с теплым приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – было построено в 1817 г. В дальнейшем каменное строительство продолжалось. К началу XX в. Введенский-Островский монастырь имел хорошо налаженное хозяйство, обители принадлежало более 500 га земли, хотя число братии по-прежнему было невелико. В 1910 г. был построен величественный собор Богоявления Господня с тремя приделами вместо ветхого деревянного, стоявшего над могилами родителей Александра Свирского. Он строился по проекту епархиального архитектора А.П. Аплаксина и был выполнен в неорусском стиле.

Как и всякий живой организм, монастырь за все время своего существования не раз переживал периоды упадка и расцвета, при этом здесь никогда не прерывалась молитва, ежедневно совершались богослужения, всегда сохранялась духовная преемственность.

Но наступил XX век – эпоха разрушения традиций, разрыва всех прежних связей, время гонений и смут. Обитель постигла участь всех русских монастырей: захват монастырского имущества и земель, разгон монашествующих, изъятие церковных ценностей, закрытие и разрушение храмов и всего комплекса монастыря. К революции в монастыре было 12 человек братии, из них 9 – в постриге. События развивались стремительно. Сразу же после Октябрьской революции начался самовольный захват монастырской земли и лесных угодий местным земельным комитетом. В январе 1918 г. вышел декрет об отделении Церкви от государства, по которому все церковное имущество, включая храмы, было национализировано. Братия стала абсолютно бесправна. В мае 1918 г. к власти в этом районе пришли большевики, и прежняя, еще сдержанная, политика по отношению к церкви, стала резко меняться. С октября 1918 г. на территории монастыря из рабочих, обрабатывавших его земли, стала организовываться коммуна "Пролетариат", а в марте 1919 г. монастырь был окончательно закрыт и братия Введенского монастыря оставила обитель. Ушли все, кроме одного – иеромонаха Николая (Сергиевского), сразу вошедшего в коммуну, образованную из рабочих, которые до революции обрабатывали монастырские земли. Но как священник, не сняв с себя сана. Будучи искренним в своих религиозных убеждениях, отец Николай пользовался большим влиянием среди населения, в том числе и членов коммуны, а потом и работников агробазы "Ильич", организованной вместо коммуны. Отец Николай вплоть до ареста никогда не прекращал богослужения, берег оба монастырских храма. По сути, коммуна была небольшим "семейным монастырем" – общая работа, общий стол, и, самое главное, в центре всего – храм и молитва. Коммуна прожила недолго и распалась в 1921 г. "в силу неурядиц среди членов коммуны". По новым законам, чтобы иметь возможность совершать богослужения, 20 января 1919 г. была образована двадцатка объединенного совета Введено-Островского монастыря от приходов Оятского, Сермакского, Пашского, Никольского, она объединяла храмы пяти населенных пунктов. В двадцатку входил и отец Николай.

1922 год стал очередной страницей в трагической истории Русской Церкви. 23 февраля 1922 г. Был издан декрет "об изъятии церковных ценностей". Ценности должны были изыматься все, вплоть до богослужебных сосудов. Акция прикрывалась помощью жертвам страшного голода в Поволжье. Но главной причиной варварского проведения акции был не голод – еще раньше власти отказались от помощи верующих, добровольно отдававших не имеющие сугубо богослужебного употребления предметы. Тогда же был арестован Патриарх, а в Церкви начался обновленческий раскол, спровоцированный и поддерживаемый ГПУ. Верующие волновались – изъятие выглядело и во многом было глумлением над святынями, власти провоцировали на выступления. Митрополит Петроградский Вениамин призывал паству к выдержке, говоря, что ни одна капля чьей-либо человеческой крови не должна пролиться на святой земле у стен храмов Божиих. 13 августа 1922 г. митрополит Вениамин был расстрелян вместе с еще тремя осужденными "за сопротивление изъятию церковных ценностей". В Введенском монастыре изъятие проходило 28 апреля 1922 г. В состав комиссии от монастыря входил отец Николай с правом решающего голоса. Следуя завету владыки Вениамина, процедура прошла спокойно. В это сложное время отец Николай не впал в обновленческий раскол, остался верным Патриаршей Церкви, а потом в 1927 г. при большом смущении, вызванном Декларацией митрополита Сергия, не отделился от него.

С конца 20-х годов началась массовая коллективизация. Агробаза (затем коопхоз, и уже в конце совхоз) "Ильич" обосновалась на территории монастыря в 1929 г. В июле того же года отцу Николаю "было предъявлено полное выселение из монастыря", но потом с послушником его переселили из дома у колокольни в малюсенькое холодное, сырое помещение в самой колокольне под аркой слева от входа. Но священник продолжал служить. Церковь и священник были для власти "бельмом" – посередине совхоза два действующих храма, люди ходят на богослужения, в церковные праздники не работают. А ведь шел уже 1930-й год. Тогда попытались возбудить уголовное дело, инспирируя о. Николаю "жестокое обращение с прислугой". Но никаких доказательств против обвиняемого не было. Тем не менее, оставлять священника в покое власти не собирались. Год ушел на подготовку, и 9 января 1931 г. о. Николай был арестован, на этот раз уже по другому обвинению: контрреволюция. Постановлением Тройки ОГПУ от 5 февраля 1931 г. отец Николай приговорен к трем годам заключения в лагерях. С 1932 г. следы отца Николая теряются, архивное дело было уничтожено в 1955 г.

Закрыть церкви Введено-Островского монастыря пытались не раз, тем более, что монастырский приход был небольшим, но тогда мешал отец Николай. Двенадцать лет после упразднения обители посреди коммуны и колхоза действовали оба храма. После ареста о. Николая верующие пытались сохранить свои святыни, но силы были не равны. Наступала "безбожная пятилетка", к концу которой по плану "Союза воинствующих безбожников" в 1937г. не должно было остаться ни одного храма, ни одного священника по лицу Русской земли.

В ноябре 1932 г. постановлением Президиума Леноблисполкома и обе монастырские церкви были закрыты. Во Введенском храме устроили клуб, а церковь Богоявления разобрали до основания, его кирпич использовали для колхозных построек, хотя изначально планировали этот храм использовать под школу. Видимо гробницы преподобных Сергия и Варвары смущали власти, т.к. могли оставаться местом паломничества и поклонения верующих и в будущем. Чтобы не осталось и следов места погребения святых, храм разобрали даже на метр вглубь земли. На святом месте воцарилась "мерзость запустения".

Совхоз "Ильич" просуществовал до начала 90-х годов XX в. В монастыре располагалась его центральная усадьба, во всех помещениях жили люди, причем очень тесно и неудобно, даже в колокольне было несколько "квартир". К Введенскому храму во всю его длину сделали пристройку – кинозал над разоренным кладбищем. В монастыре искали клады, и многие могилы были осквернены. На территории в 60-е годы было построено еще одно здание – жилой корпус из силикатного кирпича, уродовавшее монастырский ансамбль. Купола и кресты с храмов были сняты сразу после их закрытия, а обветшавший шатер колокольни снесло ураганом в 70-е годы. В целом комплекс монастыря остался без изменений, только ветшал и разрушался без всякого ремонта. В 80-е годы с другой стороны от железной дороги был построен новый поселок – Рассвет, и большая часть жильцов покинула монастырь.

Живя в монастыре люди, не особенно склонные к мистицизму, все равно чувствовали древность и намоленность этой земли. Существует множество рассказов, что жители видели монахов, ходящих по обители, из храма слышали пение. Это вызывало страх, да и вообще жизнь на территории разоренной обители была нелегкой, случались и самоубийства. По известной пословице: "свято место пусто не бывает" там, где отказались от света, воцаряется тьма. И то, что приобретено неправедным путем, не бывает в радость и на пользу. Период разорения длился до 1991 г., с этого момента начинается новая история монастыря.

В 1991 г. разрушенный монастырский комплекс был передан Свято-Троицкому Измайловскому собору Санкт-Петербурга для ведения подсобного хозяйства. Летом того года прихожане собора приехали на посадки: посадили картошку. В числе прихожан была Лидия Александровна Коняшова – в будущем первая настоятельница монастыря. Когда пришло время уезжать, Лидия Александровна не смогла бросить разоренную обитель – она осталась. Год был прожит в тяжелых условиях: холод, отсутствие воды, элементарных удобств, скудость во всем. В следующем году от правящего архиерея митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) было получено благословение на создание женской общины. Начали собираться первые сестры. 17 июня 1993 г. Лидия Александровна приняла монашеский постриг с именем Фекла. В том же году 27 декабря решением Священного Синода был открыт Введено-Оятский женский монастырь, а монахиня Фекла назначена его настоятельницей. Это был первый открытый епархиальный монастырь Санкт-Петербургской епархии. Новые насельницы обители пережили все трудности и скорби неустроенности первых лет: хозяйство и здания разрушены, все надо было устраивать заново, в том числе и духовную жизнь монастыря. Многих вдохновлял и поддерживал пример первой настоятельницы.

Матушка Фекла (Лидия Александровна Коняшова) происходила из простой крестьянской семьи, родилась в 1930 г. в Кировской области. В 1940 г. умирает ее отец, а в 1941г. – мать. Девочка остается сиротой в трудные военные годы. В 1943 г. она переезжает к тете в Йошкар-Олу и в следующем году в 14 лет начинает свой трудовой путь. Работала Лидия в подсобном хозяйстве эвакуированного Ленинградского института, с которым и уехала в Ленинград. В 1948 г. она поступает на Балтийский завод на тяжелую работу сварщицы, где проработает 28 лет. В 1976 г. в результате многолетнего тяжелого труда получает инвалидность без права работы. Получив исцеление от болезни, Лидия Александровна трудилась при храмах Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда). Человек простой и нелегкой жизни, матушка Фекла имела крепкую веру, которая помогала не только ей самой переносить труды и скорби, но и помогать в этом другим. 25 января 1997 г. монахиня Фекла скончалась и была погребена на монастырском кладбище в ограде возрожденной ею обители.

По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира сменила первую настоятельницу в 1997 г. монахиня Михаила (Орешко), а затем с 20 ноября 2002 г. настоятельницей назначена монахиня Иоанна (Егорова), духовником обители – настоятель Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря архимандрит Лукиан (Куценко).

Главными событиями в новом периоде жизни восстанавливающегося монастыря стали канонизация в 2000 г. преподобных Сергия и Варвары, родителей св. Александра Свирского – Небесных Заступников обители, и обретение места их погребения летом 2003 г. Обнаружить место упокоения св. Сергия и Варвары удалось благодаря сохранившимся в архивах чертежам Богоявленского собора, в котором в правой части Преображенского придела находились их гробницы. Архитектор Аплаксин не только четко нанес гробницы на чертежи самого храма, но и сделал схему всего монастыря. При поисках фундамента собора столкнулись с одной трудностью – храм, как уже упоминалось, был разрушен не только, как говорят, "до основания", но и на метр в глубь земли его фундамент был разобран. Тем не менее, помощью Божией и святых Сергия и Варвары место было обнаружено, над ним осенью 2003 г. были устроены гробницы из карельского гранита с изображениями святых. У гробниц начали служить молебны, сестры ежедневно на монашеском молитвенном правиле обращаются к преподобным.

После того, как память святых была почтена, их помощь и покровительство обители становятся все более явными. На собранные "всем миром" средства в 2004 году возведена каменная часовня над гробницами, а ее полная внутренняя и наружная отделка закончены в 2006 году. В 2003-2004 г.г. полностью отремонтирован Введенский храм, в нем с помощью братии Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря устроен двухъярусный иконостас, иконы которого написаны в иконописной мастерской Покрово-Тервенического женского монастыря. В храме с благоговением хранится ковчег с частицами мощей шести святых: преп. Сергия Радонежского, преп. Нила Столобенского, преп. Даниила Переяславского, свмч. Макария Киевского, свт. Луки Симферопольского, прав. Ионы Одесского.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в Введено-ОятскоммонастыреВ 2006 г. произошло торжественное и пока единственное в исторической жизни монастыря событие. Празднование 500-летия Александро-Свирского монастыря началось с торжественного молебна в часовне у гробниц преподобных Сергия и Варвары. Возглавлял богослужение митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в сослужении архиепископа Тверского и Кашинского Виктора и епископа Бакинского и Прикаспийского Александра, а также многочисленного духовенства. Впервые в истории монастыря здесь соборно молились три архиерея. Многочисленные паломники и гости обители разделяли с сестрами радость этого дня. После молебна Владыка Владимир отметил наградами жертвователей и помощников монастыря, настоятельница монахиня Иоанна (Егорова) была возведена в игуменское достоинство. 2007 год также отмечен большой радостью для обители: благословением правящего архиерея митрополита Владимира установлен отдельный день памяти преподобных Сергия и Варвары – 15 (28) июня. Этот день стал вторым в году после Введения (4 декабря) престольным праздником монастыря, второй "малой Пасхой". Тогда же была составлена отдельная служба преподобным.

21 сентября 2006 г. в пустоши Мандеры на месте рождения Александра Свирского архимандритом Лукианом (Куценко) заложена часовня в честь святого. За основу проекта часовни взят старейший в России действующий деревянный храм св. Георгия Победоносца в деревне Родионово (Юксовичи) Подпорожского района Ленинградской области. Он построен в конце XV века при жизни преподобного Александра и освящен по его благословению братией монастыря.

Восстановлены в обители также колокольня, несколько корпусов, вокруг монастыря заново построена полностью разрушенная ограда, налажены инженерные системы обители. Зимой 2005 г. на восстановленной колокольне вновь радостно зазвонили колокола – 7 уральских колоколов украшают ярус звона колокольни, пока самый большой из них весит 364 кг. В Троицкую Родительскую субботу 2006 г. на месте разрушенного Богоявленского храма была установлена памятная книга, изготовленная из мрамора иждивением жертвователей монастыря. В ней перечислены все имена братии монастыря, обнаруженные при работе в архивах и найденные в других письменных источниках, начиная с XV века и кончая XX-м. Являясь преемницами подвизавшейся здесь братии, монашествующие сестры поминают их в своих молитвах, поддерживая духовную связь времен. Ежегодно 14 сентября в день убиения казначея монастыря иеромонаха Димитриана (в 1918 г.) у книги совершается панихида по почившим настоятелям и братии обители.

Известен монастырь с начала своего восстановления и целебным минеральным источником. Этот источник в дореволюционных документах и подробных описаниях обители не упоминается, но с 30-х годов ХХ в., когда монастырь заняли колхозники, жители обратили внимание на родник, вода которого помогала от болезней. Желая использовать воду для нужд колхоза власти пробурили скважину, только вода для животных оказалась непригодной – минеральная. После войны источник забыли, но с приходом в монастырь сестер он стал для них спасением – никакой воды в монастыре не было. Воду стали освящать, многие получали от нее помощь. Анализ воды, проведенный в 2004 г., показал высокое содержание солей и железа, а также небольшие количества радия и радона. По оценкам Института радиологии при приеме до 2-х литров воды в сутки, доза облучения не превысит нормы. В 2005 г. над источником построена деревянная часовня в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник", а также купальня для желающих омыться святой водой. Сейчас вода источника регулярно освящается, а на праздник Крещения Господня совершается великое водоосвящение, после чего имеющие желание и смелость, с верой окунаются в крещенской купели.

С передачей комплекса монастыря обители отошло 106 га земли. На части этих земель с начала восстановления создано подсобное хозяйство: скотный двор, покосы, картофельные поля и огороды, облепиховая рощица. В 2005 г. был посажен сад из 70-ти плодовых деревьев (яблонь, вишен, слив) и 40 ягодных кустов. Перед главным входом в монастырь планируется разбивка парка. Для женских обителей не так характерна рыбная ловля, но в период весеннего половодья с помощью паломников рыба на трапезе не оскудевает. Сейчас подвизаются в монастыре 13 сестер.

Жизнь в обители, как и прежде, составляют молитва и труд, и при всех хозяйственных заботах, главным деланием и центром жизни в монастыре остается богослужение. Внешние формы жизни монашества с момента основания древнего монастыря изменились, но суть монашеского служения и сегодня остается прежней – это подвиг всецелого посвящения себя, всей своей жизни на служение Богу, а через это и всем людям, приходящим в обитель за духовной поддержкой, помощью и утешением. Этому в "академии" монашеской жизни сегодня, как и шесть столетий назад, учатся насельницы обители, имея перед собой высокие примеры живших на этой земле подвижников.

Монастырь имеет подворье в Санкт-Петербурге – храм святой блгв. кн. Анны Кашинской на Выборгской стороне. Подворье осуществляет связь обители с верую­щими Петербурга, в храме всегда можно уз­нать подробную инфор­мацию о монастыре.

   

Экскурсия «Покрово-Тервенический монастырь»

Покрово-Тервенический женский монастырь – один из самых молодых российских монастырей. Он находится на краю Ленинградской области в деревне ТервеничиЛодейнопольскогорайона.В наши дни большинство монастырей в России восстановлено на месте разрушенных обителей, т.е. там, где когда-то существовала монашеская жизнь.

В Тервеничах монашества до революции не было. Здесь стояли только приходские храмы, прекратившие своё существование в годы Советской власти. Вокруг развалин одного из этих храмов – каменного Успенского (ныне Покровского) храма – в 90-е годы XX века вырос наш монастырь.

Монастырь возник из сестричества, сформировавшегося на базе православной общины при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Санкт-Петербурге, где сейчас находится монастырское подворье. Днём рождения обители считается 1 июня 1991 г. Именно в этот день в поисках места для монастыря в Тервеничи впервые приехали будущие насельницы обители во главе с её основателем и духовником, тогда молодым иеромонахом, а теперь епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом /Куценко/. В то же лето по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна /Снычёва/ в Тервеничах было образовано Покровское сестричество, получившее в 1997 г. статус монастыря. Настоятельство приняла одна из первых монахинь сестричества, нынешняя игуменья Лукиана /Рысева/.

Такая история возникновения обители во многом определила её своеобразие (дух, уклад жизни) и дальнейшее развитие, начавшееся с поиска и обретения наших главных святынь – Тервенической иконы Божией Матери и святого источника.  Сейчас в обители около 30 сестёр. Часть из них живёт на территории монастыря, часть – в скиту и на подворьях. В обители регулярно совершаются Богослужения.

Оформить поездки можно у сотрудника Центра по телефону:  +7911-217-98-15

Дети до 5 лет едут бесплатно

Оплата в наших центрах «Пилигрим» по адресам:
м. «Купчино»,ул.Я.Гашека, 14 (маг-н «Пятерочка»)
м. «Приморская», улЖелезноводская, 68 (маг-н «МаксиСопот», 2 этаж)
м. «пр.Большевиков»,пр-т Искровский, 7(маг-н «Пятерочка»)
м. «Обводный канал», Лиговский пр-т, 153 (ТЦ «Лигов»)
м. «ул.Дыбенко», пр-т Большевиков, 17 (рядом с рестораном «Мюнхен»,цокольный этаж)
 

 

Духовно-просветительский телепроект «Слово» создан по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

 

Телепрограмма «Слово» лауреат XVIII Международного кинофестиваля «Радонеж». Награждена Серебряной медалью преподобного Сергия Радонежского, как лучшая телепрограмма регионального телеканала.