"Детектор лжи"

 

Дата эфира: 21.01.2018

Гость программы: протоиерей Константин Константинов

 

Полиграф или детектор лжи - прибор, который в последнее время стал очень популярным и на практике, и во многих телевизионных передачах. Насколько с моральной и этической точки зрения допустимо использование такого прибора для контроля внутреннего мира человека.  Об этом в программе "Слово" - кандидат биологических наук, кандидат богословия, преподавателем биоэтики в Санкт-Петербургской Духовной академии протоиерей Константин Константинов. Отец Константин на протяжении многих лет был старшим научным сотрудником Физиологического Отдела имени Павлова в институте экспериментальной медицины.

 

 

  • Путешествуя с паломническим центром "Пилигрим" Вы помогаете программе "Слово"
  • Оформить поездки можно у сотрудника Центра по телефону 8-911-217-98-15
joomla slideshow with caption

Ученые выяснили, почему креационизм не прижился в России

Ученые пришли к выводу, что единые стандарты образования и священники помешали проникновению креационизма в российские школы.

МОСКВА. Ученые из России и стран Запада пришли к выводу, что единые стандарты образования в России и православные священнослужители помешали проникновению креационистских учений в российские школы в той степени, в которой они присутствуют в школах Америки, говорится в статье, опубликованной в журнале Theory in Biosciences.

"Когда мы сравнили образовательные стандарты Калифорнии и Техаса, оказалось, что они значительно разнятся как по количеству часов, отведенных на изучение теории эволюции, так и по терминологии. Например, если в Калифорнии учащиеся должны принимать эволюцию как научный факт, в Техасе ученикам достаточно уметь объяснить видовое разнообразие в рамках дарвиновской теории", – рассказывает Георгий Левит из университета Йены (Германия) и Университета ИТМО в Санкт-Петербурге, чьи слова приводит пресс-служба университета.

В странах западного мира, и в особенности в США, часто возникают споры о том, как нужно преподавать биологию и теорию эволюции в школах и вообще нужно ли это делать. Существует достаточно большая группа религиозных активистов, считающих необходимым преподавание и альтернативных теорий эволюции и зарождения жизни.

Все эти идеи, называвшиеся в разные времена "креационизмом", "теорией разумного начала" или просто "альтернативной теорией эволюции", предполагают, что все живые существа на Земле были созданы сверхъестественными силами. Преподавание таких идей в школах вызывало недовольство среди многих ученых, и за последние годы в США было проведено несколько громких судебных процессов, где креационизм или запрещали, или разрешали.

Как подчеркивают критики креационизма, они не являются противниками религии и идеи существования Бога, а протестуют против того, чтобы креационизм преподавался и рассматривался как полноценная научная теория, поскольку его нельзя верифицировать и фальсифицировать, как остальные научные гипотезы и теории, в том числе учение Дарвина.

Левит и его коллеги проверили, как обстоит ситуация с распространением креационизма в российских школах и ВУЗах, контроль за работой которых со стороны государства заметно ослаб после распада Советского союза.

Россия, как рассказывают ученые, представляет в этом отношении огромный интерес по той причине, что за последние 100-125 лет роль религии в жизни общества радикально менялась — от доминирования православия в имперские времена, религиозного вакуума в СССР и полной "анархии" в 1990 годах.

Проанализировав и сравнив историю систем образования в эти эпохи в США и в России/СССР, ученые пришли к выводу, что креационизм фактически не прижился в нашей стране, несмотря на отсутствие барьеров для его распространения в 90 годы, создание Института креационизма в Москве и массовую печать креационистской литературы.

Причиной этого, как утверждают исследователи из ИТМО и их зарубежные коллеги, является не различия в уровне образования, технологического развития или экономики, а то, как устроены образовательные стандарты у нас и в США.

В России, в отличие от США, существует централизованная система управления образованием и единые образовательные стандарты, построенные на научном наследии Советского союза. Эти стандарты работают на общегосударственном, а не на региональном уровне, как в США, и поэтому они гораздо реже подвергаются нападкам со стороны сторонников креационизма. За последние 20 лет в России был подан всего один иск против преподавания эволюции в школах, и он провалился в суде.

В США подобные иски подаются регулярно и зачастую удовлетворяются на уровне штата. Наиболее часто с системой образования судятся евангеликане, а реже всего – буддисты, иудеи и индуисты. По мнению ученых, причина радикального настроя евангеликан в том, что они трактуют библию буквально. Традиционная же религия способна мирно сосуществовать с эволюционной теорией, оставаясь в стороне от прямого противопоставления научного и божественного.

Другой возможной причиной провала креационизма в России, как отмечают Левит и его коллеги, может быть то, что православные священники и православная церковь традиционно нейтрально относятся к теориям Дарвина и никогда централизованно не осуждали их, как это делали католические и протестантские священнослужители. К тому же первые сторонники теории эволюции в России редко вступали в конфликт с ними и не делали далеко идущих выводов по устройству Вселенной и месту религии в ней на базе выкладок Дарвина, концентрируясь не на борьбе с религией, а на науке.

Более того, как пишут ученые, главными противниками креационизма в России зачастую становятся не ученые, а влиятельные православные богословы, такие как протоиерей Кирилл Копейкин, проректор Духовной академии в Санкт-Петербурге, несогласные с буквальной трактовкой Библии, которую исповедуют креационисты и сторонники теорий "разумного начала". Поэтому в России, несмотря на отсутствие организаций, целенаправленно противостоящих креационизму, его распространение было минимальным за последние 20-25 лет, в отличие от США, где креационизм процветает.

седмица.ру

 

Духовно-просветительский телепроект «Слово» создан по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

 

Телепрограмма «Слово» лауреат XVIII Международного кинофестиваля «Радонеж». Награждена Серебряной медалью преподобного Сергия Радонежского, как лучшая телепрограмма регионального телеканала.